Системы зажигания: от простой к лучшей
Системы зажигания: от простой к лучшей!
Системы зажигания: от простой к лучшей!
Система зажигания является неотъемлемым атрибутом любого бензинового или газового двигателя. При всем многообразии технических нюансов в данном вопросе, все системы зажигания с динамическим распределением подаваемого напряжения можно разделить на контактные и бесконтактные. Нижеследующая статья посвящена их основным особенностям, а также причинам возникновения систем со статическим распределением напряжения (электронное зажигание).
Работа современных ДВС основана на сгорании топлива. В дизельных двигателях оно воспламеняется за счет сжатия, в бензиновых и газовых силовых агрегатах, а именно о них пойдет речь в последующем — посредством подведения к топливно-воздушной смеси искры высокого напряжения через свечи зажигания.
Топливо может загореться только при прохождении в зазоре свечи достаточно большого напряжения (от 2 до 30 кВ). Для обеспечения тока с таким высоким напряжением используется катушка зажигания, представляющие собой, по сути, повышающий трансформатор.
Основными элементами катушки зажигания являются сердечник и две обмотки — первичная и вторичная. Первичная обмотка запитывается от бортовой сети 12 В и предназначается для создания магнитного поля. В момент, когда на первичную обмотку перестает поступать ток, магнитное поле исчезает, причем происходит это настолько быстро, что при пересечении данным магнитным полем витков вторичной обмотки в ней индуцируется ток с очень высоким напряжением.
После того, как необходимое для воспламенения топлива напряжение было создано, его необходимо подать в цилиндры. Причем для обеспечения высокой эффективности и экономичности топливо должно загораться в определенный момент времени, а значит, искра должна подаваться одновременно не во все цилиндры. Именно в обеспечении данного базового принципа и проявляются различия между контактной и бесконтактной системами зажигания.
Бесконтактное (электронное) зажигание, карбюратор
Многие автовладельцы переходят на более точный (электронный) тип зажигания. Чтобы отрегулировать устройство своими руками, требуется иметь навыки работы с электрической частью авто. Если же достаточных знаний нет, доверьте работу опытным специалистам.
Подготовьте для настройки инструмент. Вам потребуются ключи (на «восемь», на «десять» и на «тринадцать»), отвертка с крестообразным «жалом», дрель и пара саморезов.
Предварительно установите саму бесконтактную систему, состоящую из следующих элементов:
Трамблер. Начните с замены распределителя, для чего поднимайте крышку последнего (так вы получаете доступ к «бегунку»). Поставьте «бегунок» в позицию, которую можно с легкостью установить в процессе монтажа. Желательно, чтобы насечка была на блоке напротив средней метки шкалы устройства.
Используйте ключ на «тринадцать» для скручивания крепежной гайки, а далее демонтируйте узел. Теперь отключайте центральный провод, объединяющий катушку и трамблер. Монтируйте датчик бесконтактного типа, и выставляйте бегунок с учетом сделанной ранее отметки. Выставляйте по насечкам корпус трамблера. Надевайте крышку и возвращайте провода на место.
Катушка. На следующем этапе переходите к катушке зажигания. Берите ключ на «восемь» и скручивайте провода, которые подключены к устройству. Теперь ключом на «десять» отбрасывайте узел от кузова машины.
Устанавливайте новую катушку с учетом позиции контактов «Б» и «К».
Фиксируйте катушку и подключайте к контактной группе отброшенные и новые провода. Обращайте внимание на цвета последних (как правило, они идентична для старого и нового устройства). Подсаживайте на зажим «К» коричневый провод, а на «Б» — синий. Теперь подключайте центральный провод.
Как только описанные работы завершены, проверяйте качество соединения элементов проводки и заводите мотор. Следующий этап — установка зажигания ВАЗ-2107, о чем пойдет речь ниже.
Процесс установки
Порядок установки электронной системы своими руками:
- Отсоединить «минусовую» клемму аккумулятора.
- Снять крышку прерывателя-распределителя.
- Отключить высоковольтный провод от катушки.
- Понемногу вращая стартером, установить бегунок распределителя под углом 90° к блоку цилиндров двигателя.
- На клапанной крышке маркером отметить положение прерывателя-распределителя. Это необходимо для того, чтобы при установке сохранить угол опережения зажигания.
- Открутить гайку крепления прерывателя-распределителя и отсоединить центральный провод.
- Снять старый распределитель.
- Снять крышку с нового трамблера и установить его.
- Закрепить новый распределитель гайкой.
- Надеть крышку и подключить высоковольтные провода.
- Установить бесконтактную катушку зажигания.
- Подсоединить провода, как указано на схеме.
- В подходящем месте под капотом высверлить два отверстия для крепления коммутатора.
- Закрепить и подключить коммутатор.
- Проверить соединения и произвести запуск двигателя. Если мотор не запускается, необходимо вручную слегка повернуть прерыватель-распределитель, чтобы оптимизировать опережение зажигания.
Системы зажигания 8-клапанной инжекторной ВАЗ-2114
Модуль системы зажигания
Вычислить какая стоит система зажигания на ВАЗ-2114 достаточно просто — если установлен прерыватель, аналог трамблёра контактной системы зажигания, это значит, что система бесконтактная, но с прерывателем-распределителем. В этом случае угол опережения зажигания выставляется проворачиванием распределителя на определённый градус. Точность регулировки зависит от опыта мастера, а также применяемого оборудования. Тем не менее такая система позволит гибко и точно выставит зажигание при помощи стробоскопа.
Бесконтактная электронная система зажигания
На большинстве двигателей, которые устанавливали на вторые Самары и ВАЗ десятого семейства, система зажигания бесконтактная электронная. Здесь нет никакого распределителя, поэтому регулировка угла опережения зажигания производится автоматически в реальном времени и исключительно средствами системы управления двигателем, электроникой. Система не требует обслуживания, а её схема представлена на фото ниже.
Как гарантированно выполнить процедуру верно
Нередко, у владельцев «классических» автомобилей ВАЗ, которые решили самостоятельно выполнить установку и регулировку бесконтактного зажигания, возникают определенные вопросы, которые касаются выполнения этой процедуры. Это объясняется нехваткой опыта в данном вопросе. Именно поэтому перед тем как осуществить процедуру демонтажа «родной» системы, а послу установку бесконтактной, следует изучить схему подключения бесконтактного зажигания. В том случае если пренебречь данной процедурой, то скорее всего, у вас возникнут сложности еще на этапе выполнения демонтажа старой системы. В худшей же ситуации, может произойти то, что определенные технические узлы просто-напросто будут повреждены и ремонт будет стоить достаточно дорого.
Именно поэтому, если вы не уверены в том, что установка и настройка бесконтактного зажигания может быть выполнена вами самостоятельно, рекомендуется обратиться за помощью к профессиональным мастерам, специализирующимся на этом вопросе. Стоит сказать, что на сегодняшний день услуги по установке подобных систем являются распространенными и, как правило, предоставляются в каждом сервисном центре. При этом в данном вопросе также необходимо быть предельно внимательным.
Стоит признать, что «классические» автомобили ВАЗ являются уже устаревшими и с вопросом установки системы зажигания обращаются все реже. Поэтому вы можете столкнуться с ситуацией, когда мастер длительное время работающий на СТО, никогда ранее не сталкивался с этой процедурой.
Отметим, что при поиске специалистов рекомендуется отдавать предпочтение в пользу тех которые имеют опыт работы и знают, как правильно выполнять процедуру, чтобы авто работало как нужно. При правильно выполненной работе, вы сразу же заметите, что автомобиль стал без проблем заводиться в холодное время года, а расход бензина в значительной степени сократился.
Установка бесконтактного зажигания – это максимально верное решение, которое позволит сделать работу транспортного средства лучше, а также поспособствовать в экономии денежных средств на приобретении топлива для авто.